Нелинейный мир

Доклады

Межполушарная асимметрия с индивидуально-психологическими особенностями

Журавлева М.И., Соболева Т.С.

Ростовский государственный экономический университет, каф. фундаментальной и прикладной математики, Россия, 344034, г. Ростов-на-Дону, ул. 20я линия 54, кв. 49, Тел. : (8632) 53-60-83, e-mail : morzh80@mail.ru

Передача и усвоение информации – это сложнейший мыслительный процесс, в котором каждое полушарие (левое, правое) играет свою роль. Левое полушарие при четком анализе приводит к четкому ответу на уровне словесно-логических структур, однако реальность гораздо шире этих четких координат. Правополушарное же образное мышление «берет» всё в целом объёме и, видимо, процесс считывания информации правым полушарием происходит через континуум образных рядов (здесь нет противоречий, всё едино и естественно закономерно). Однако, свои потенциальные возможности правое полушарие может реализовать только в случае, если оно свободно от левополушарного контроля. Ведущая роль подсознания, сопряженного с работой правого полушария, проявляется и в оценке новизны подаваемой информации и в формировании невербальной долговременной (в том числе эмоциональной) памяти.

Как в процессе познания и передаче информации использовать современные знания о функциях полушарий мозга, учитывая при этом различное функционирование центральной нервной системы у мальчиков и девочек? Неразрывность мышлений левого и правого полушарий очевидна, и каждый индивид (мальчик, девочка) имеет свой интегральный неповторимый базис. Как правило, наши инструменты познания обращены к функциям левого полушария – что не плохо, плохо – что за бортом остаются уникальные возможности правого полушария и целостность охвата проблемной ситуации нарушается.

Процесс обучения в школах и ВУЗах очень тесно связан с личностью учителя, с его умением оценить и стимулировать индивидуально-интегральное мышление каждого ученика. Вероятно, наряду с традиционными и нетрадиционными методами преподавания, невербальный механизм (с гендерной составляющей) общения учителя с учениками поможет раскрыть потенциал правополушарного мышления и приведет к творческому осмыслению любой дисциплины, что так необходимо нашим школьникам и студентам.

Литература

1. Адамар Ж., Исследование психологии процесса изобретения в области математики, «Сов. радио», М., 1970

2. Геодакян В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. – 1965а. – №1. – С. 105-112.

3. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. С.-Пб. 2002.