Нелинейный мир

Доклады

Формы работы по обучению российских студентов технических вузов русскому языку и культуре речи

Воробьева И.В.

Россия, 125412, г. Москва, ул. Ангарская, д.23, кор.1, кв.63, тел. (495) 906-24-38, E-mail: agorobets@sci.pfu.edu.ru

В целях расширения научного кругозора и повышения культурно-образовательного уровня российских студентов Московского государственного университета путей сообщения в программу обучения с середины 90-х годов был введен цикл дисциплин под общим названием «Культура речи».

1.К сожалению, в настоящее время в пределах отведенных по учебному плану 18 часов, обязательных для дисциплины «Русский язык и культура речи», преподаватели успевают познакомить студентов младших курсов лишь с основными типами словарей, понятиями «культура речи», «стилистика», «нормативность» современного русского литературного языка. Что касается практической работы, то здесь уделяется внимание упражнениям на вариативность норм, типичные случаи нарушения языковых норм, стилистическую работу. Функциональные стили характеризуются в общем виде.

2.Более детальное рассмотрение научного и официально-делового стилей осуществляются в дальнейшем в рамках имеющихся на некоторых факультетах (институтах) университета спецкурсах «Практикум по научному стилю речи» и «Деловая речь» (по 18 часов).

3. Поскольку студенты технических вузов в процессе обучения зачастую демонстрируют недостаточную грамотность в письменных работах по профильным предметам , а имеющийся в учебных планах отдельных факультетов (институтов) спецкурс «Практикум по орфографии и пунктуации» в объеме 18 часов в полной мере не решает эту проблему, на кафедре «Русский язык» был разработан новый подход. Он заключается в том, что в начале обучения по всем дисциплинам кафедры проводится стартовый диктант. По результатам его проверки каждый студент должен представить исчерпывающую работу над ошибками. Если учащийся испытывает серьезные затруднения, то он может посещать корректировочный курс по русскому языку, разработанный на кафедре.

4. Сквозной темой на всех дисциплинах кафедры «Русский язык» при обучении российских студентов является «Речевой этикет». В его задачи входит освоение и закрепление навыков речевого поведения студентов в учебной аудитории, в деканате, при телефонном разговоре, в деловой беседе и т.п.

5. Для развития умения творчески применять средства родного языка при решении конкретных проблем на старших курсах используется такой тип внеаудиторной работы, как дискуссия. В задачу студентов входит: активизация изученных языковых и речевых средств ведения дискуссии (формы согласия, возражения, частичного несогласия с оппонентом, выражение мнения и т.п.).