Нелинейный мир

Доклады

К вопросу о необходимости эстетического и гуманитарного образования преподавателя

Барабанова И.И.

420015 Казань, ул.Пушкина, 56

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Барабанова И.И.

Институт Татарской энциклопедии АН РТ

Россия, 420015, г. Казань, ул. Пушкина, 56,

Тел.: (843) 264-26-89, факс: (843) 238-25-58, e-mail: irina-b55@mail.ru

Казанские ученые в своих исследованиях при решении различных проблем теоретической и прикладной педагогики неизменно уделяли внимание личности преподавателя. Если в 1970-х гг. была определена его профессиограмма (в которой основными качествами выступают широкая научная эрудиция, соединение научной эрудиции с педагогической, педагогическое, в том числе методическое, мастерство, этичность, высокая профессиональная и общая культура, эстетическая воспитанность и образованность и др.), то в 1980-е гг. педагоги перешли к созданию модели специалиста в целом и в отношении преподавателя была составлена карта педагогической оценки и самооценки его творческих способностей (от преподавателя требовались и оценивались способности мотивационные, интеллектуальные, мировоззренческие, коммуникативно-творческие). В 1990-е гг. был выделен ряд уровней направленности и системообразующие компоненты модели преподавателя (общечеловеческие ценности, качества творческой личности, высокий профессионализм), была также осмыслена необходимость целостной модели преподавателя.

Можно согласиться с исследованиями, в которых в качестве приоритетных называются широкая научная, педагогическая, профессиональная культура, знание психолого-педагогических основ преподавания, педагогическое мастерство. В последние годы к ним добавлены следующие качества: способность к творческой деятельности, знание ряда смежных дисциплин (наличие объемного, а не плоскостного мышления), общая культура, повышенная чувствительность к красоте мира и человеческих взаимоотношений, развитый эстетический вкус, педагогическая этика, способность к эмпатии (причем, не на уровне простой эмоциональной реакции сопереживания, а на уровне глубокого понимания другого человека), высокие нравственные и эстетические качества, умение исходить в отборе целей и содержания занятий не только от профессионально-прагматического подхода, а привносить в учебный процесс достижения родной культуры и культуры соседних народов, насыщать занятия нравственными и эстетическими ситуациями. От современного преподавателя требуется саморазвитие как педагогического, так и образного воображения, а также интуитивного (а не логического, как это требовалось еще недавно) мышления, что достигается в том числе путем приобщения к искусству.

Не случайно требование от преподавателя качеств эмоционально-образного мышления: именно оно развивает способность видеть проблему в целом, системный подход к ее решению, интуицию; оно определяет способности к творческой деятельности (оригинальность, гибкость, критичность мышления, легкость ассоциирования). Развитое педагогическое воображение поможет правильно строить личностное и деловое общение и переходить к более высокому его уровню: от примитивного (когда собеседник воспринимается лишь как нужный или мешающий субъект, которому можно открыто выразить симпатию или антипатию), манипулятивного (партнер считается соперником) и стандартизированного (неискренность в общении) уровней до конвенционного (отношение к другому как к равному, готовность к эмпатии и рефлексии). Однако достижение этого уровня весьма проблематично, не говоря уже о более высоких уровнях общения, выявленных современной педагогикой: игровом (понимание друг друга и взаимосочувствие), деловом и духовном. Необходимо вырабатывать у себя способность к эмпатии и саморефлексии: не поняв себя, невозможно прийти к пониманию другого человека, формировать свою личность и взаимоотношения с миром. Не случайно не срабатывают сейчас в нашем образовании те модели общения, которые выработаны в мировой педагогике и успешно осуществляются в педагогической практике, считаясь наиболее эффективными (например, модели вознаграждения поведения, самооценки, обратной связи). Причины затрудненности такого общения можно объяснить, в частности, тем, что современный учебно-воспитательную процесс в образовательных учреждениях осуществляют люди, не всегда способные представить себя в роли своего собеседника, партнера по общению, понять его точку зрения, мотивы поведения (между тем признанно, что именно эти качества лежат в основе такта и деликатности как личностной характеристики).

Этику взаимопонимания формируют не только общая культура, но и гуманитарное и эстетическое образование, а также культура общения (которые являются важным компонентом гуманизации среднего и высшего образования, одним из факторов, формирующих эстетическую и гуманитарную среду в учебных заведениях, что позволит им выполнять гуманистическую и управленческо-регулятивную функции), являются составной частью профессиональной подготовки специалиста (а высокий уровень общей культуры и культуры общения, в свою очередь, что уже общепризнанно, -- главные факторы высокой культуры производства, его эффективности и конкурентоспособности), лежат в основе как толерантности, так и этики индивидуальной ответственности и взаимопонимания.

Таким образом, при определении функционального портрета преподавателя педагогикой утверждается необходимость не только глубокого профессионального, но и эстетического и гуманитарного образования преподавателя.