Нелинейный мир

Доклады

Открытые олимпиады по математике физического факультета Казанского государственного университета

Кропотова Т.В., Заяц А.Е., Подольский В.Г.

Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, Физический ф-т, кафедра теории относительности и гравитации, Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18 Тел.: (843)2315-386, e-mail: Tatyana.Kropotova@ksu.ru

В апреле 2004 года физическим факультетом КГУ была проведена первая, открытая для всех выпускников школ, физико-математическая олимпиада, задания которой были разделены на два блока: математический и физический. В 2005 году принято решение о разделении предметов и проведении отдельных олимпиад по математике и по физике. В 2006 году организацией открытых предметных олимпиад стал заниматься Центр довузовского образования КГУ, усилиями которого олимпиадам был присвоен статус региональных. Победителям олимпиад при поступлении на соответствующие факультеты и специальности, на основании приказа по КГУ и решения Приемной комиссии, засчитываются баллы по предмету олимпиады согласно следующей схеме: диплом 1 степени — 90 баллов; диплом 2 степени — 85 баллов; диплом 3 степени — 80 баллов.

Основной целью проведения открытых математических олимпиад (далее — ОМО) является привлечение талантливой молодежи на физический факультет КГУ. Кроме того, в условиях эксперимента, связанного с введением ЕГЭ, участие в открытых олимпиадах — одна из немногих возможностей для общения учащихся разных школ, объединенных стремлением получить физико-математическое образование. Динамика роста числа участников ОМО и расширение их географии не может не радовать: в олимпиаде 2004 года приняли участие 176 человек из 4-х городов Республики Татарстан, в 2005 году — 144 человека из 5-ти городов РТ и Чувашии, в 2006 году — 888 человек из 14 городов РТ. Наглядное представление о распределении числа участников по городам РТ для ОМО 2006 года дает приведенная диаграмма.

В докладе приводятся задания ОМО 2004–2006 годов, анализируются типичные ошибки, допущенные участниками при решении задач олимпиады 2006 года, дается сравнительный анализ результатов для различных школ РТ — участниц ОМО, выявляются школы-лидеры, выпускники которых ежегодно занимают призовые места на ОМО, обсуждаются перспективы проведения открытых математических олимпиад в будущем.