Нелинейный мир

Доклады

Естественнонаучное образование в основной школе и Интернет-классе

Африна Е.И.

121108, город Москва, улица Герасима Курина 14-3-107

Развитие естественных наук в настоящее время показывает, как формируется целостная система современного естествознания. Эти процессы должны найти свое отражение и в системе школьного образования, в частности, в форме появления интегрированных курсов. В предлагаемой нами системе естественнонаучного образования школьников 5-9 классов интеграция осуществляется при особой роли исследовательской работы учащихся, позволяющей сформировать «язык науки».

Основной задачей разработанного нами пропедевтического интегрированного курса естествознания для 5-6 классов является формирование естественнонаучного мышления у учащихся на основе овладения методами исследований, поэтому курс и назван «Основы естественнонаучных исследований». Включение учащихся в активную самостоятельную успешную деятельность позволяет создать условия для развития личности, и одновременно сформировать у школьников широкий спектр компетенций. Компетентностный подход к обучению в 5-6 классах позволяет подготовить учащихся к изучению систематических естественнонаучных учебных предметов.

Методическая система преподавания всех предметов естественнонаучного цикла в 7-9 классах разрабатывалась с учетом системообразующего характера физики. Такой подход позволяет не только развивать идею единства методов естественнонаучного познания, положенную в основу пропедевтического курса «Основы естественнонаучных исследований» для 5-6 классов, но и обеспечить формирование представлений о естественнонаучной картине мира, развитие естественнонаучного мышления учащихся и их компетентности.

Отличительной особенностью предлагаемой нами системы естественнонаучного образования является широкое применение интегрированных исследовательских заданий, моделирующих реальные практически значимые ситуации и обеспечивающих поэтапное развитие компетентности учащихся. Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении помогает обеспечить функционирование предлагаемой нами системы естественнонаучного образования учащихся 5-9 классов.

Объединение естественнонаучных предметов (физики и астрономии), (биологии, химии, географии и элементов экологии) в единый предметный блок для 7 – 9 классов предполагает свести к минимуму перспективные и предшествующие межпредметные связи, осуществить переход на межпредметную координацию. Это позволяет практически полностью устранить дублирование в содержании изучаемого материала, исключить разноплановые трактовки понятий, законов и теорий на уроках по различным предметам естественнонаучного цикла. Предлагаемая нами система естественнонаучного образования может быть использована и при Интернет-обучении школьников.