Нелинейный мир

Доклады

О методологической корректности речи учителя физики

Шаронова Н.В.

119992, Москва, ул.Малая Пироговская, 29, МПГУ, физический факультет, каф.теории и методики обучения физике,

Анализ опыта преподавания физики в школе в сочетании с анализом методологических вопросов школьного курса физики позволяет сделать вывод о существовании особой методической проблемы, которая условно может быть названа проблемой «методологической корректности речи учителя физики». Эта проблема, в частности, состоит в следующем.

В зависимости от того, какие слова и словосочетания и в каком контексте использует в своей речи на уроке учитель физики, могут формироваться верные или неверные с мировоззренческой (методологической) точки зрения представления учащихся о физических объектах и явлениях, и, кроме того, могут возникать нежелательные ситуации взаимного непонимания учителя и ученика. Рассмотрим примеры, иллюстрирующие данное утверждение.

Многие физические термины являются многозначными. Так, электрический заряд – это и особое свойство материальных объектов, и физическая величина, количественно характеризующая свойство, и сам материальный объект, обладающий свойством. Когда буквально на одной странице учебника (и, следовательно, на одном уроке) используется термин «электрический заряд» во всех трех смыслах без каких бы то ни было пояснений, у учащихся возникают определенные трудности.

Целый ряд привычных для физиков утверждений учащимися воспринимаются с мировоззренческих позиций «искаженно». Например, если говорить «тело движется под действием силы» и никаких разъяснений не давать, то у учащихся могут сформироваться аристотелевские представления о силе как причине движения.

Есть словосочетания, обозначающие единый термин. Например, «количество теплоты», «сила тока», «длина волны». Стоит только разъединить слова в словосочетании каким-либо другим словом, как возникают буквально ошибки. Скажем «количество переданной теплоты» и «вернемся» к теплороду, «сила постоянного тока» и будем думать, что тока может действовать с некоторой силой, «длина световой волны» (вместо длины волны света) и окажется, что у света есть длина!

Слова «почему?» и «объясни!» могут восприниматься как вопрос о причине, об условии, о микромеханизме явления или как соответствующие просьбы, и совершенно не очевидно, что в данном конкретном случае учитель и ученик будут вкладывать в эти слова один и тот же смысл.

Таким образом, можно говорить о необходимости для учителя очень внимательно относиться к свои словам (в разных смыслах), предотвращать возможную неправильную трактовку того или иного термина учеником и о необходимости проводить специальную работу по формированию методологической корректности речи будущего учителя на занятиях в педвузе.