Нелинейный мир

Доклады

Картина мира как метафора

Якимова Е.Б.

Россия, 160035, г. Вологда, ул. Орлова, д.6 Тел.:+7 (172) 72-16-41 Вологодский государственный педагогический университет Физико-математический факультет, каф. общей физики, E-mail: voro@inbox.ru

Человек воспринимает окружающую реальность, пользуясь неким опосредующим паттерном, который часто описывается метафорой создания картины, а реализующийся при этом продукт психического процесса получил название «картина мира» (КМ). Отражение реальности в человеческом сознании представляет собой столь сложный системный многофакторный феномен, что занимающиеся этим когнитивные науки, описывающие его с разных точек зрения весьма далеки от консенсуса. «Реальность ускользает, прячась от умственного усилия». (Ортега-и-Гассет Х. Две главные метафоры. Бесхребетная Испания. М.: ООО «изд. АСТ», 2003.- С.222). В этой ситуации на помощь приходит метафорический язык описания, играющий в науке не меньшую роль, чем в искусстве. «Метафора – это действие ума, с чьей помощью мы постигаем то, что не под силу понятиям» (там же, С.223). Метафора КМ легко воспринимается психологически, т.к. рисованием хоть раз в жизни занимался каждый. Термин КМ общеупотребителен в философии, нейрофизиологии, психологии, культурологии, педагогике и др. науках, понятен и обыденному сознанию, т.к., несмотря на некоторую, казалось бы, нестрогость, удачно схватывает основные черты взаимодействия человека с самим собой и окружающей действительностью:

- в процессе познания, так же как при создании живописной картины, наряду с интеллектуальной требуется участие чувственной, интуитивной сферы человека;

-метафора КМ сопрягает традиционную оппозицию «Я- НЕ Я» базовой психологической дихотомии человеческого сознания, охватывая как объективно существующий внешний мир, так и субъективный процесс восприятия, описания его индивидом. При этом человек может мыслиться и как создатель, конструктор картины, и как зритель, и как часть картины.

-КМ является отражением целостного восприятия нашего сложного, нелинейного мира человеком;

-КМ – динамичная, открытая, постоянно достраиваемая, дорисовываемая при сохранении, однако, базовых инвариантов, конструкция.

Перечисленные качества категории КМ указывают на ее мощный потенциал в дидактике, где сегодня преобладают формально-логические методы обучения, недостаточные для формирования целостного современного мировоззрения учащихся. Эта важная задача может решаться в том числе и с помощью средств метафорического языка, языка природы, который хорошо «выражает структурное сходство, или, еще лучше, сходство организации. Метафора – это логика, на которой построен весь мир живого, но также и язык поэтов.» (Капра Ф. Уроки мудрости. М.: Изд-во Трансперсонального Института,1996.- С.72).