Нелинейный мир

Доклады

ИКТ как интегрирующая основа гимназического образования

Габайдулина Л.И.

Московский государственный педагогический университет, физический ф-т, каф. теории и методики обучения физике, Россия, 119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 29,

В московской многопрофильной гимназии №1567 накоплен большой опыт в преподавании информатики и применении компьютерных технологий в обучении. С начала 90-х годов разработана, апробирована и усовершенствована эффективная система преподавания информатики и информационных технологий с учетом специфики каждого из четырех профилей гимназии: математического, физического, биолого-химического и гуманитарного.

Все начинается в 5 классе с курса «Основы естественнонаучных исследований» (ОЕНИ), интегрированного с курсом информатики. Пятиклассники постигают основы компьютерной грамотности (текстовый и простейший графический редакторы), составляя отчеты по своим наблюдениям и опытам по ОЕНИ. В 6 классе осваивают редактор компьютерных презентаций, прежде всего его возможности анимации для простейшего компьютерного моделирования различных природных процессов, явлений и опытов. В 7 классе идет обучение Интернет поиску и различным формам Интернет общения. Причем задания по поиску всегда связаны с конкретным заданием по тому или иному учебному предмету.

С 8 класса гимназисты разделяются по профилям. Интеграция в преподавании информатики и информационных технологий с другими предметами становится еще более ярко выраженной, прежде всего с профильными дисциплинами. Здесь задача составления индивидуальных заданий по информатике усложняется. Требуется большая совместная работа учителей информатики и учителей-предметников.

В математических и физических классах большее время уделяется программированию. Причем ученики физических классов создают программы к своим работам по физике, включающим компьютеризованный эксперимент. Итоги этой работы подводятся на выпускном экзамене «электроника+информатика».

В классах гуманитарного и биолого-химического профиля преподаются преимущественно компьютерные технологии. Задания по профильным дисциплинам выполняются учащимися с использованием web-технологий, компьютерной анимации и графики. Часто выпускники сдают экзамен по выбору по информационным технологиям в виде большого исследовательского проекта, представленного в виде сайта. Тематика проекта, как правило, предлагается учителями профильных дисциплин.