Нелинейный мир

Доклады

Проблема оценки научного потенциала

Стрекова Л.Н., Арутюнов В.С.

Институт химической физики им. Н.Н.Семенова Российской академии наук, Россия, 119991, Москва, ул. Косыгина, 4. Тел.: +7 (495) 939-72-87; факс: +7 (495) 651-21-91., E-mail: arutyunov@center.chph.ras.ru

Одна из наиболее актуальных проблем организации научной деятельности – объективная оценка результатов творческого труда ученых, их вклада в достижения научных коллективов и мировую науку [1]. Причем для эффективной организации научной деятельности нужна не столько оценка былых достижений, сколько прогноз научного потенциала подразделений и сотрудников, учитывающий их квалификацию и возрастной статус. Отсутствие инструмента объективной оценки - серьезное препятствие для проведения активной политики в сфере науки и причина низкой эффективности государственных ассигнований на науку [2].

На протяжении двух последних столетий основной формой накопления и передачи научной информации являлись научные журналы. Широкое развитие информационных технологий и средств коммуникации необычайно расширило значение научных публикаций, сделав их основным показателем интенсивности и качества научного творчества. В западной наукометрии в качестве объективного критерия, основанного на анализе научных публикаций, широко используется «индекс цитирования», позволяющий учитывать не только количество, но и качество публикаций. Индивидуальный индекс цитирования определяется простым подсчетом числа ссылок на все работы данного исследователя, выполненные им в соответствующей научной области, и может быть получен по данным, имеющимся на сайте Web of Knowledge [3].

Однако объем и качество публикаций не дают полной и объективной картины научного творчества. Необходимо также учитывать внедренческую, педагогическую и другие виды научной активности, а при оценке научного потенциала - возрастной и квалификационный статус сотрудников. В связи с этим важнейшей задачей в организации научной деятельности становится разработка комплексных критериев количественной оценки продуктивности научного труда, учитывающих его различные формы, и прогнозирование научного потенциала.

Нами разработан и опробован на статистическом материале крупного подразделения академического института (20 подразделений с общей численностью ~200 сотрудников) комплексный многопараметрический количественный индикатор научного потенциала, учитывающий, помимо количества и качества публикаций, производственно-финансовую, внедренческую, педагогическую, научно-организационную и другие виды деятельности, а также возрастной и квалификационный статус сотрудника.

Литература

1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003. -298 с.

2. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Формирование и реализация научной политики – долг и обязанность государства // Экономические стратегии. 2005. №3. С. 44-50.

3. http://portal01.isiknowledge.com