Нелинейный мир

Доклады

Фундаментальнсть образования в свете тринитарной методологии

Тестов В.А.

Россия, 160022, г. Вологда, ул. Ярославская, 23, кв. 89

В традиционном понимании фундаментальность обучения противопоставляется профессиональной (практической) направленности обучения. Такое расчленение на две части – дихотомия – является доминирующим не только для традиционной педагогики, но и для всей классической науки. Но бинарная схема является не только не достаточной, но и опасной. В постнеклассическом мировоззрении в последнее время все шире используется тринитарная методология. Р.Г. Баранцевым рассмотрены системные (целостные) триады, в образовательном пространстве им различаются три компоненты: информационная, воспитательная и развивающая. Тем самым системная триада образования, выполняя синтезирующую роль, должна включать в себя и передачу знаний, и воспитание стиля, и развитие умения.

В соответствии с тринитарной методологией в содержании образования мы рассматриваем три равноправные компоненты: фундаментальность (передача знаний), гуманистическую ориентацию (воспитание стиля) и практическую (профессиональную) направленность (развитие умения). Системность содержания достигается лишь при динамическом балансе всех компонент этой триады. В истории образования имелись попытки нарушения баланса между этими тремя компонентами, в частности попытки положить в основу обучения практику. Однако все они заканчивались неудачей, ибо становилось очевидным разрушение в этом случае фундаментальности обучения.

В свою очередь, с точки зрения тринитарной методологии фундаментальность образования характеризуется тремя принципами: целостности, взаимосвязанности и генерализации знаний. Принцип целостности содержания обучения, является одним из основополагающих принципов формирования содержания обучения. Но общие, целостные свойства системы не сводятся к сумме свойств ее элементов, а возникают в результате их взаимодействия, поэтому этот принцип обязательно должен дополняться принципом взаимосвязанности знаний. Этот принцип предполагает рассмотрение совокупности устойчивых связей, обеспечивающих целостность изучаемого объекта. То, что взаимосвязано, легче изучается и легче удерживается. Этот принцип лежит в основе внутри- и межпредметных связей. Третьей системной характеристикой фундаментальности образования является направленность на постижение глубинных, сущностных, системообразующих оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Эти стержневые представления в ряде научных областей практически не меняются, поэтому их называют также инвариантами. Принцип, предполагающий четкое выделение стержней курса, его основных идей, организацию материала обучения в порядке логического развертывания этих стержней и понятий в систему науки, мы вслед за рядом ученых называем принципом генерализации знаний.